- Нет! У меня больше нет долларов! - Забурлил Ян Карлович.
- Чего же вы хочете с таким дарованием?
- Я хочу в Армию! Там - для меня - деньги! - и понесло,
понесло новоявленного еврея. - "А для тебя, родная, есть почта
полевая. Прощай, труба зовет! Солдаты в поход!"
- Ой, - сказал Абраша Арнольдович Конь жене своей, Лосю
своему, Катерине Масловне. - Он еще в себя не пришел, а нас уже
застанут. Вот тогда и запоем в голос: "Взвейтесь, соколы, орлами.
Над могильными плитами." Ой!
Катерина Масловна, твердая женщина, не поддающаяся даже
возрастной ржавчине, с легкостью гимнастки Астаховой вытолкнула
пудовые телеса из кресла и - устремилась... Куда - подальше. (На-
логовое учреждение предпочитает нормальных казнокрадов, не умали-
шенных.) Однако путь ей преградил военный патруль. Три человека,
среди них одна женщина с погонами лейтенанта. Она и была за глав-
ного. Поэтому и нависла над тишиной, замершей от страха в квар-
тире Зозули, как Тевтонский меч.
Тишина продолжалась бы долго - это выгодная для ар-
тистов-водколюбцев пауза. Но Катерина Масловна не считала себя
драматургической актрисой, хотя в "Ревизоре" и для нее сыскалась-
бы роль при близком знакомстве с режиссером. И она подала вскрик
неописуемой по пронзительности красоты.
- Ева! Блудная дочь моя!
- Мать!
Командирский, с хриплыми нотками голос женщины-лейтенанта
повелел - и без приказа - приткнуть стволы к непробиваемой груди
Катерины Масловны. Ей, честно сказать, такое неуважение к ее гру-
ди, было до лампочки. Дочку она не видела лет десять после того,
как та, поддавшись уговорам латвийских сионистов, махнула за кор-
дон без согласия родителей. И исчезла на Обетованных Землях: ни
тебе письма, ни требования денег на съемную квартиру. Иногда че-
рез знакомых до Катерины Масловны доходили слухи: дочь их проц-
ветает в кибуце, пашет плугом пустыню и поет мичуринсную песню:
"И на Марсе будут яблони цвести". Потом слухи кончились: с вызо-
вом Коня, Абраши Арнольдовича в КГБ. И он приучился заполнять ан-
кеты потомственного сапожника так, словно и дочки у него никогда
не было, не говоря уже о ее сионистских настроениях, вскормлен-
ных не на набойках и подметках, а запрещенной для чтения литера-
турой.
Абраша Арнольдович Конь, папа по родству и по крови, взи-
рал с озабоченным видом на диковинное явление родимого пятнышка
в образе и подобии дочки. Он и выглядел соответственно: нижнюю
губу опустил до челюсти, носом шмыгал, как паровоз на парах и
невнятно бормотал:
- Я же говорил: придут до него, а застанут нас.
Ян Карлович, все еще оставаясь в порыве песенного вдохно-
вения, признал в одном из двух охранников Евы старого своего зна-
комого - еврейского солдата Котика. И окрысился на нерадивого до
отцовских радостей папу. В нервном наливе и по причине уважения к
израильской армии, где деньги платят, позабыл об истинной его фа-
милии.
- Козел! Что ты кудахчешь? Пришли ко мне, меня и заста-
нут, Беркут Арнольдович!
- Да? Вы в этом уверены?
Ян Карлович плюнул себе под ноги, небрежно откинул гита-
ру. И двинулся к Еве-лейтенанту, сдаваться из дезертиров хоть
на фронт. Тут непробиваемая грудь Катерины Масловны повернулась
навстречу и с убойной силой отпихнула его, добровольца, назад.
- Не пущу! Это моя дочь!
- Я же не замуж за нее иду, - оробел Ян Карлович.
- Замуж она выйдет за генерала! - чуть было не прибегла к
тяжелому рукоприкладству несгибаемая никакими сюрпризами женщина.
Отшатнувшись, Ян Карлович вспомнил легендарный афоризм
советской армии:
- Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом.
- И что-то носит в ранце, - подсказала будущая теща.
- Жезл маршала?
- В ранце солдата наполеоновской армии уместилось и боль-
ше. Правда, звали его не Зозуля, а Ротшильд, - налоговый и нспек-
тор Лось Катерина Масловна специально для дочки продемонстриро-
вала недюжинные познания в истории экономических и банковских на-
ук. Но не добилась прежнего, лет двадцати тому назад послушания.
Блудная Ева оттеснила ее в сторону и бросила на Яна Кар-
ловича двух своих охранников.
- Берите его!
Ян Карлович поднял руки.
- Я готов, пусть и на расстрел.
Котик с усмешкой надел ему на запястья наручники.
- Кто тебя такого шлепнет? Сиськи-масиськи! Даже Эйхмана
не шлепнули.
- Вешать будете? - дознавался о своей роли в израильской
армии Ян Карлович.
- Не шустри с козами!
- Так ты меня узнал?
- Гауптвахта с тобой познакомится.
- Я хочу в Махпелу, куда Арафат гоев не пускает.
- Будет тебе Махпела. Будет тебе Хеврон. И камни в голову
- в придачу. Для развития ума.
- Котик!
- Я тебе не Котик. И запомни, пидаров в нашей армии не
держат.
- Я не пидар. Я Зозуля, кукушка по-вашему.
- Вот и покукуешь на вышке, как финн на хвойном дереве.
Финнов тоже называли кукушками.
Абраша Арнольдович отозвался на финнов из полубессозна-
тельной лежки:
- Да-да, товарищ Сталин пришел до финнов, а застал кукуш-
ки. Ку-ку, ку-ку! Сколько лет? Ку-ку, ку-ку, до пятьдесят треть-
его года.
Старый солдат Котик спросил у командирши:
- Его тоже брать?
- Пусть кукует. А когда освоит иврит... Тогда...с азбукой
сионизма возьмем и его.
Катерина Масловна не выдержала надругательств над памятью
отца, сквозняком промелькнувшей в неучтивом высказывании офицер-
ши. Все-таки выкормила ее не чужой грудью и не на чужие денежные
расходы: детское питание, порошковый кисель, ползунки и самовоз-
горающиеся - от трения - куколки.
- Дочь! Ева моя!
- Мать! Стоп! Я теперь - Хава!*(18)
- Хава?
- Хава!
- Чтоб ты папу не схавала? Знаешь сколько я платила за
него в ОБЕХЕЕС?
- Я была маленькая...
- И теперь дурная!
- Мать!
- Дочь!
- Отойди в сторону! Сначала кукушку выведем, потом с то-
бой поговорим.
- Кукушка - певец. Папа на нем деньги делает! Кассета -
десять долларов! И мне девяносто для мас ахнасы.
- Отойди в сторону, мать! Потом поговорим.
Семейные сцены - это самое принеприятное, что было в жиз-
ни Яна Карловича. Стоило деду Иманту открыть рот о своей коптиль-
не, как вскипали бурные восклицания мамы Яна - сибирячки Розы Бо-
рисовны, рачительной и долготерпеливой, но никак не понимающей -
почему советская власть лишила семейного дохода такого трудолюби-
вого мужика. Не пьет. Не курит. Баб с насеста не сгоняет. Живет
надежно, с молодецкой крепостью в ногах. Пойдет на Лену - рыбку
половит. Принесет в избу с полсотни кондевок, посолит их. Зимой
приварок. Пойдет в тайгу. Кедровый орех тащит домой в мешках. А
глубже в тайгу, так и с медвежьим окороком оборачивается. За что
же его не любят пятилетки? Митинги? Лекции о строительстве комму-
низма всего за двадцать лет? Ах, срок жизни ему вышел?! Конечно,
тот, кто не увидит - не поймет!
Яну Карловичу помнилось, какая свара начиналась в пя-
тистенке, когда мама его доказывала деду о непременном светлом
будущем для него, почти столетнего, если он подождет с преда-
тельским по срокам умиранием. Но дед обещаний о светлом будущем
не воспринимал. И поэтому умер нежданно, может быть, даже досроч-
но. Лег на палати, скрестил руки и остановил свое двужильное
сердце. Наверное, каким-то противоестественным для материализма
чувством понял: похерили его коптильню, построили на ее месте ры-
боразделочный комбинат. Кто знает? Кто знает - тот молится!
Ян Карлович тоже не знал этого закона - закона умирания
человека, обладающего собственностью и лично ответственного за
нее. Перед собой. Перед детьми-наследниками. И, вероятно, перед
Богом.
Однако Ян Карлович знал жестоко, до жгучего пульса в по-
мертвелой руке, насколько опасны семейные дрязги, и как они гро-
бят сердце и душу.
- Вяжите меня! Берите меня! - закричал он, задохшись.
Незамутненный Котик потянул его за цепочку наручников и
стал осторожно спускать с лестниц, утешая по дороге:
- В Хеврон тебя, в Хеврон. У нас армия - честная: куда
просишься - туда и пошлют.
Перед отключкой, а вернее до водворения в Махпелу, Ян
Карлович услышал нечто невообразимое. В квартире Зозули с треском
бертолетового огня вспыхнули километрового радиуса вскрики и
возгласы: "Мамонька!", - "Счастье мое, доченька!", - "Папулька!", - "Я
тебе жопу надеру, дура!", - "Я офицерша!", - "У офицерши тоже жопа!", -
"Лупи, папка!", - "А ОБЕХЕЕС меня не застанет?", - "Здесь - свобода,
нет тебе ОБЕХЕЕС! чудило ты!", - "Тогда..."
Звериное - а-а-а!!! - порожденное, предположим по Чехову,
обувной колодкой, или, что проще, бесхозной уже гитарой сопровож-
дало мобилизованного милуимника*(19) до выхода на улицу.
Ой-вей!*(20) - с этой улицей, Иерусалимской-Разумовской
он, если не изменяет память, познакомился прежде. В тот неясный
для понимания израильской действительности момент, когда вышел
впервые на просторы загадочной еврейской души. Конечно, все - как
было! Дома - те же самые. Переулки - похожи на себя, как близне-
цы-братья. Вот там впереди... Да... Через двадцать шагов -
"Здравствуй, Катя!" Катя - улизнет, беда не велика. Вместо нее -
зеркало. "Кто на свете всех милее?" А поспешишь к Стене Плача -
окажешься в Хевроне. Первая столица Израиля, ей и принимать. Кто
в гости - того камнем арабским. Кто на постоянку, того с намеком
на погром 1929 года. А кто с винтовкой - тот человек с ружьем!
Какие у него преимущества? Ноль целых, два - в уме. Вот и получа-
ется: стрелять нельзя, а думать хочется. Израильтянам хорошо. У
них пелефоны. Звонят с любых постов своим надежным женам. И
насмехаются по-имперски, как будто защищали Порт-Артур, над вся-
кими англосаксами, эфиопами и некоторыми латышами, пусть они и
русские по паспорту: "Наши жены - пушки заряжены!"
Вот и приходится англосаксам, эфиопам и лично Яну Карло-
вичу писать письма домой - почерком разборчивым: иначе военная
цензура вернет их обратно.
Итак...
"Письмо жене моей Кате, подавальщице у буфетной стойки,
в Латвийское общество еврейской культуры.
Рига, улица Сколас, номер дома не помню.
Катя, у меня в руках ружье. Люби и помни! А теперь - под-
робности...
На самой верхней крыше мира, над Махпелой, гробницей пра-
отцов, стоим мы - трое, один другого не меньше. Все мы русские.
Якобы русские. По паспорту - да! - евреи. Не по израильскому, уч-
ти. По советскому. С которым жить, это как на войне: один день
засчитывается за три, когда выживешь. Выживи, попробуй: от
Александра Матросова до Зои Космодемьянской.
Меня, как надеюсь, помнишь, - зовут: Лазарь. Друга моего -
Котик. А друга Котика - Кнафаим, это крылья в переводе с древнего
нашего языка. Прежде корешил он под именем Коля.
Внизу неизмеримые метры во глубину Махпелы. Пещеры. Тут
захоронены Адам и Ева и примкнувшие к ним Авраам-Исаак-Яаков
вместе с женами. Глубина их захоронения равна нашему вознесению
над ними. Но мы не выше их душой, хотя торчим над самым высоким
домом Хеврона. Мы над Махпелой. Мы на вышке. И у каждого по авто-
мату американского производства, М-16. И у каждого в разумной
его голове, отягченной высшим образованием - это между строк -
приказ: не стрелять!
Имея в голове высшего образования такой приказ, стрелять,
действительно, не хочется. Не дай Бог промахнешься - а в тюрьму
все равно упекут.
Продолжаю...
Хеврон, как тебе ни покажется странным, жил еще до Ие-
русалима. И назывался - как Москва - столицей. Причем во времена
столь древние, что и предки твои до десятого поколения этого не
упомнят. А царь Давид - не Иван Калита, основатель белокаменной
деревни, да. Впрочем о том, что Хеврон - столица еврейского госу-
дарства, и Иван Калита мог бы прочесть, если бы изучал современный
русский. Впрочем, у него была возможность изучать древнеев-
рейский. Но ленив был, бес, все ему медовуху подавай и ясных ли-
цом молодушек. Тору - не чтил! не читал! И Танах был для него на-
карякан на том маловразумительном, как для Стаханова и других ге-
роев пятилеток, языке. Хоть бы Библию разглядел полусгнившими от
медовухи и сбитня глазками. Ан нет! А ведь она - в переводе с
греческого на наш разговорный - кириллицей писана, под стать
всеобщей безграмотности населения. Темные века! Темные люди! Но
писали - писатели! переводчики! Вот и я напишу, под них. Прочитай
и вникни...
Катя, у меня в руках ружье. Люби и помни!
Значит так... Пишу... Нашим языком, разговорным, гутарили
Пушкин с Лермонтовым - на дуэли, пока их обоих не угрохали, чтобы
много не говорили про ветку Палестины или еще о чем. Кто ныне пи-
шет нам стихи - за них? Витязь в тигровой шкуре? Никто нам стихи
не пишет. Только приезжают к нам на Пегасе всякие-разные, чтобы
на языке Пушкина и Лермонтова доскакать до Иерусалимского мо-
настыря, где похоронен Руставели, и обморочить надгробие его
своими произведениями. Некоторым представляется - псалмы они по-
ют на собственные слова. Пусть с этим и уезжают домой, в домот-
канный бизнес. Стихи - это пуля,. Витязю пуля не страшна. Стихи -
это выстрел. Витязю выстрел не страшен. А если вдуматься: стихи -
выстрел... Выстрелил первым... Выстрелил в воздух... Получай го-
лубка с острым клювиком. Только на картине Пикассо он мирный.
Солдаты израильской армии - люди лет сорока - люди, умуд-
ренные жизнью и воспитанием детей на недоразвитом иврите.
Среди них - наших - не наблюдал я в Махпеле, скисших от
бездеятельности. Сплошные инженеры, литераторы, кандидаты лишних
для ума наук, мастера всяческих боевых видов спорта, включая
пинг-понг и карате. Причем, все они, находясь по вертикали в ста
метрах от предков своих, рвутся в спор об религии. Неуемная у них
тут страсть. Над мощами! Все бы им поговорить: есть Он или Его
нет. Чего же им, непутевым, не ясно? Здесь, в Махпеле? А не ясно
им то, что и тебе и, честно доложу, мне. Мы Тору знаем, писанную
переводчиками Библии. На иврите Тора - закон, букву нельзя изме-
нить. Все закодировано. А при переводе на греческий? А с гре-
ческого на русский? Помнишь, русская школа переводчиков считалась
самой лучшей в мире. Откуда это в нас? От красной нашей про-
фессуры. Вот и продолжаю ее домыслы.
Словом, ведем мы наш еврейский разговор. И где? Над Мах-
пелой. И куда нас тянет? К Пушкину, понятно. Помним, по нему, к
входной двери в Константинополь славяне прибили нержавеющий щит.
Потом с миром ушли из Царь-града, но другим путем, как и учил их
дедушка Ленин, из варягов в греки. Душа их горела: не стыбрили по
забывчивости собственного щита с входной двери в Константинополь.
А гвозди-то в него были вбиты золотые: пальцами согнешь - обру-
чальное кольцо для буренки-рукодельницы то ли с Новгорода, то
ли с Усть-Илима. Все же трофей.
Грустно без трофеев возвращаться домой, пусть и другим
путем.
И вдруг, чтобы развеять тяжкую задумчивость богатырей-
побрательников, самый юный из них и ловкий Соловьем-Разбойником
выдал свист басурманский. Свист на словах не передать, Катя. На
словах же было сказано: "Недотепы! Столяры вы и плотники! Молот-
ком - по гвоздю, а я во хранилище их проник. И стырил!!!" Что же
такое, Катя ты моя, он добыл по воровской охотке? Книгу, оказыва-
ется, с золотыми застежками. Ту самую, что до сих пор в Спецхра-
не. Книгу еврейской мудрости. Либо Тора это. Либо толкование к
ней.
Воодушевились славяне, стырив что-то важное из неприя-
тельского города, насаждающего им Священное Писание, и запрягли
эту тяжелую, надо сказать, вещь под хвосты лошадей и потащили
ее. Шли лесами. Шли степью. Помирали от жажды и голода. Но нажи-
тое добро не бросали. В нажитом добре - помнили в богатырских
снах, - мудрость заложена. Ее надо расшифровать, и все расцветет
в краю нашем: "будет вам Петрушка, будет Солнцедар, выйдем мы на
площадь, а там новый царь."
Продолжение следует
|