Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Сам о себе, с любовью…Статьи и фельетоныЗабавная поэзия
Литературные пародииИ будут звёзды моросить..Путешествие в Израиль
Гостевая книгаФотоальбомФорум
Журнал "День"Любимые ссылкиКонтакты
 



Международный эмигрантский, независимый общественно - просветительский и литературный журнал «ДЕНЬ»

Журнал «ДЕНЬ» > Выпуск № 20 (20.03.2005) > Рассказы

написано: 20 март 2006 г. | опубликовано: 20.03.2006

 

Леонид ЖИВОВ, рубрика "Литературная гостиная"

Рассказы

 

                                                                                       ПРОЗРЕНИЕ
 
          Чудом  спаслась  от  смерти  неминуемой  белобрысая  еврейская  девчушка  Сонечка. В  проклятом  для  украинских  евреев  сорок  вто­ром  году, ранней  весной, брело  обреченное  человеческое  стадо  в  расстрельное  место,  на  окраину  городка, уже  не  надеясь  на  избавле­ние, но  искренне  веря  в  глубине  души  во  встречу  со  справедливым и милостивым Б-гом. Веселились упоенные властью  фашистcкие «сверхчеловеки», истерично  лаяли  злобные  овчарки, тихо  плакали  вслед  жалостливые  хохлушки. А  четырехлетняя  девочка  из  толпы  несчастных  евреев  возьми  и  поте­ряйся, да  так  ловко, что  надменные  палачи  и  не  заметили. Подхватила  Сонечку  на  руки  пожилая  Горпина  да  исчезла  мигом. Горпина  жила неподалеку на заброшенном  хуторе, по­лицаев  зловредных  в  патриархальной  глуши  не  водилось, а  имелись  украинское  степное  приволье, ветхая  Горпинина  мазанка да ого­родик, окруженный вишневыми и яблочными деревьями. Заполучила  Горпина донечку вза­мен сынов, Васыля да Панаса, на западной гра­нице  загинувших. Годувала  да  кохала  Со­фийку, учила, чему  сама  знала  по  жизни  крестьянской, и  выросла  Софийка  в  краса­вицу  да  умелицу. О  своем  истинном  проис­хождении  с  годами  позабыла, не  без  Горпи­ниной  помощи, между  прочим, надежнее  так  бабке  было, да  и  людям  объяснять  ничего  не  надо. А  в  пятьдесят  пятом  засватал  стат­ную, черноокую  дивчину  гарный  да  работя­щий  украинский  хлопец  Тарас  Гаркуша, и  зажили  молодые  вдвоем  у  него  в  нововы­строенной  хате. Добросердечная  Горпина  вскорости  померла, и  не  осталось  у  Софийки  ни  одной  родной  души  на  целом  свете.
       Родила  Софийка  в  восемнадцать  лет  дочку-помощницу  Галю  и  приболела  по-женски, никак  потом  забеременеть  не  могла, хоть  мужу  Тарасу  и  сильно  хотелось  на­следника. А  в  шестьдесят  первом, когда  уже  и  надежду  потеряла, вдруг затяжелела, родила хлопчика  и померла  родами. Чернявого  и  большеглазого  мальчонку  назвали  Сашко -  Александр  Тарасович  Гаркуша. Недавно  ро­дившая  соседка  Оксана  кормила  сироту  грудным  молоком, а  сестричка  Галинка  рас­тила  братика, кашку  ему  варила, игралась  с  малышом  и  храбро  защищала  в годы его ма­лолетства. Отцу-то  некогда -  целыми  днями  в  поле  на  тракторе  пропадал  или  худобу  управлял  домашнюю. Летело  время, городок  разросся  и «поглотил» тихий  хутор. Да  и  к  лучшему: Сашку  сподручней  в  школу  хо­дить. Батько  Тарас  слесарить  на  железную  дорогу  устроился, так  до  смерти  и  не  же­нился, Галинка  замуж  вышла, а  гарнесенький  сызмальства  хлопчик  превратился  к  оконча­нию  десятилетки  в  справного  парубка  с  ка­ким-то  нетипичным  лицом. Глаза  лупатые, волосы  курчавые, черные, нос  горбатый - жи­док  натуральный, да  и  только. Учился  Сашко  отлично, а  разговаривал  на  чистой  украин­ской  мове, хоть  и  знал  великолепно  русский  язык, потому  как  книгочеем  страстным  с  го­дами  стал. Не  помогали  пока  в  жизни  зна­ния  приобретенные: пару  раз  отлупили  за «морду  жидовскую», вот  и  невзлюбил  парень  поганую  нацию. Причем не  просто  на  быто­вом  уровне, как  издавна  и  повсеместно  было  принято  в  СССР, а  в  глобальном  масштабе, для  чего  подковался  теоретически: литера­тура  соответствующая  в  Украине  завсегда  имелась. Словом, вырос «жовто-блакитный» националист  с  немаскируемым  антисемит­ским  уклоном  и  с  явно  семитской  фактурой. Может, именно  поэтому  всячески  демонстри­ровал  свое  неприятие «жидовствующих», а  сам  факт  существования  богатого  государ­ства  Израиль  воспринимал  «щирый»  украи­нец  как  личное  оскорбление  и  мировую, еще  до  конца  не осознанную  иными  народами беду.
       Отслужил армию, поступил в пединститут,  собираясь  стать  учителем  «рид­ной    мовы». Ненависть  к «врагам  рода  челове­ческого» в  воспаленном  мозгу  не  зати­хала, а  со  временем  лишь  усилилась: не  мог  ничего  с  собой  поделать, уж  больно  много  ему  эти  злыдни  якобы  поднасрали  в  жизни. И работа  у  них  всегда  почище  да  поприбыль­ней, и  денег  побольше,  и  держатся  от  простого  народа  обособленно  как-то, насме­хаясь  в  подлючей  душе  над «громадя­нами». И порешил  любознательный  Сашко  до­копаться  до  самой  сути, все  жидовские  тайны вызнать, чтобы  бороться с врагами  по­легче  и поэффективней  стало.
       Институт  окончил  с  красным  дипломом  и  устроился  на  работу  в  самую  престижную  школу  города. Потихоньку  пописывал  гнус­ные  антисемитские  статеечки  в  расплодив­шиеся  полулегальные  газетенки, находя  глу­бокое  моральное  удовлетворение  в  выплеске  негативных  эмоций, беспощадно  терзающих  его  распаленную  душу. При  этом  испытывал  почти  физическое  наслаждение, сравнимое  разве  что  с  сексуальным. О  семье  пока  не  подумывал, трепетно  горел  на  работе, совер­шенствовался  на  уроках  в  прозрачных  недо­молвках, указующих, по  его  мнению, верную  дорогу  подрастающему  поколению.
       А  тут  опять  жиды  проклятые  всех  чест­ных  людей  обманули - уезжать  в  восемьдесят  девятом  начали. Значит, сами  страну  разру­шили, а  теперь  к  сладкой  жизни  устреми­лись, вот  такие  они  подлые  да  коварные, что  он  всегда  и  утверждал. Но ничего, есть  еще  толковые  люди, умеющие  змеиную породу эту  раскусить да  и  поднагадить  ей  тоже. К  сим  особо  заслуженным  людям  порывистый  Сашко  смело  причислял  и  себя. И  созрел  в  его  неглупой  голове  дьявольский  план.
       Порешил  Сашко … уехать во  вражий  Из­раиль, да  не  просто  уехать, а  обжиться  как  следует, проникнуть  в  бережно  хранимые, ве­ковые  тайны  «христопродавцев»  и  с  полным  знанием  дела  начать  вредить  зажравшимся  предателям, «пятую  колонну» сформировать,  на  худой  конец, что  ли. ( Принцип  действия  по  известному  анекдоту: «коль  все  яблоки  не  съем, так  хоть  понадкусываю!», - автор )
       Сашко  с  пониманием  относился  к  став­шей  прописной  истине, что «жена  еврейка  не  роскошь, а  средство  передвижения», так  как  другого  пути  для  осуществления  выношен­ной цели  не  имелось, и  в  один  прекрасный  день  решился  окончательно. В  школе  вместе  с  ним  работала  дама  далеко  не  первой  мо­лодости, давно  потерявшая  надежду  на  за­мужество, некрасивая, зато  желаемой  еврей­ской  национальности - Ирина  Ефимовна  Гольцман, преподавательница  математики. Дама  скромная, однако  весьма  кичившаяся  своей  порядочностью ( увы, лишь  в  силу  не­востребованности ), давно  положила  глаз  на  кудрявого  и  черноокого  красавца  Александра  Тарасовича, но  даже  не  мечтала  о  том    внимании, которым  окружил  ее  утилитарно  устремленный  Сашко.
       Окончательно вскружить  голову  давно  созревшей  Ирине  Ефимовне  ему  ничего  не  стоило, и  несокрушимая («порядочная») цита­дель  пала  в  течение недели. Сашко сделал официальное предложение, четко  акцентиру­ясь  на  родстве  утонченных  душ  и  собствен­ной  уникальной  избирательности ( распознал-де  за  внешней  скромностью  величие  и  бла­городство трепетной души  избранницы ). О  своем  истинном  отношении к евреям  даже  не  заикнулся хитрец ни  разу, «цель  оправдывает  средства». Не  так  ли? Ирина  по  поводу  не­ожиданного  предложения  руки  и  сердца  не­доумевала  недолго ( «А  вдруг  счастье  прива­лило?» ), расписались  скоропалительно, обош­лись  без свадьбы, а  там  и  подошли  вплот­ную  к  проблеме  репатриации. Ирина  призна­лась  обожаемому  мужу, что  Израиль - это  ее  лелеемая  мечта, а  коль скоро Сашенька  не  против, то  она  начинает  действовать. На  оформление  ушло  три  месяца, и  вступили  супруги  Гольцман ( Сашко  предусмотри­тельно  взял   фамилию  жены, только  с «Тара­совичем» ничего  не  удалось  сделать ) на  Святую  землю  в  декабре  девяносто  второго  года.
       Ульпан, схирут, первая, увы, «пыльная» работа - история  обычная, но  не  совсем. Все  свое  свободное  время  Алекс  Гольцман ( ми­микрия  моментальная ) посвящал  рысканью  по  синагогам, пока  не  остановился  на одной, хасидской. Посещал «оплоты  иудаизма»  не  просто, а  внимательно прислушиваясь ( иврит  пошел  неплохо ) и  зорко  приглядываясь  к  окружению. Первое  время  воспринимал  доб­рожелательное  отношение, ценные  советы  и  ненавязчивую  заботу  благодушных  и  весе­лых  хасидов  о  себе  как  завуалированное  ко­варство, но  по  истечении  полугода  значи­тельно  смягчился  душой  и  задумался  не  на  шутку. Почему-то  ни  разу ему не встретился израильтянин, воплощающий  те  мерзопакост­ные  качества, которыми  он, Сашко, огульно  наградил  всех  евреев. Неужели же он, пре­мудрый и проницательный Александр  Тарасо­вич, всю  сознательную  жизнь  заблуждался? И  познал  Сашко  амбивалентность  чувств: с  од­ной  стороны  он  по  душевному  настрою  и  давней  привычке  ненавидел  евреев  уже  за  то, что  они  евреи, а  с  другой - восхищался  их  добротой, трудолюбием, деловой  хваткой  и  гуманизмом. Растерялся  мужик  и  с  горя  запил ( народное  средство  лечения  любой «непонятки» ), что  весьма  не  понравилось  успешно  делающей  карьеру  банковской  кас­сирши  жене  Ирис - бывшей  Ирине  Ефимовне - женщине  высоконравственной  и  целеуст­ремленной.
       Со  временем  скандалы  на  почве  мужни­ного  пьянства, неустроенности  и  отсутствия  взаимопонимания  в  семье  участились. Ирис  категорически  отрешилась  от  недавно  горячо  любимого  Сашеньки, как  и  положено  угне­таемой, но  эмансипированной  израильтянке, сделала  соответствующие  организационные  выводы  и  выгнала  из  дома  бедолагу  Алекса, причем  с  условным «волчьим  билетом». А  поскольку  больше  государственной  под­держки  не  предвиделось, работать  же  за  раз­думьями  было  некогда, Алекс  пошел  по  пути, избранному  до  него, кроме  него  и  по­сле  него  такими  же  экс-мужьями - неудачни­ками, то  есть  начал  вести  бродяжий  образ  жизни. О  жизни  бродяг  в  Израиле  и  печаль­ном  окончании  этой,  так  называемой  жизни  написано  много  и  правдиво -  повторяться  не  стоит. Подойдем  сразу  к  завершающему  этапу.
       Мыслителю  Алексу  быстро  надоело  бо­сяцкое  кодло:не  то  общество, не  могут  по­нять  и  оценить  его  искания  и  плоды  разду­мий.  Другие  у  людей  заботы: нажраться, упиться  до  посинения  и  захрапеть  под  пер­вым  кустом, примитивы  убогие, поговорить, поделиться  не  с  кем  абсолютно. Откололся  от  коллектива  и  направил  стопы  свои  в  го­род  Бней-Брак, где, как  известно, кормят  бес­платно и  материально  помогают  заблудшим  и  неприкаянным. Время  летнее, скверов  много, с  ночевкой  проблем  нет, философст­вуй  себе  на  сытое  брюхо. Однако  жизнь  в  гордом  одиночестве  показалась пресной, душа  жаждала  общения, может  быть, даже  теософ­ских  споров  и, конечно  же, самоутверждения. Повадился  Алекс  посещать  центральную  си­нагогу, а  там  верующие - люди  наблюдатель­ные  и  многоопытные - на  раз  парня  вычис­лили. Видят: типичный  еврей, лицо  породи­стое, благородное, но  растерянное  какое-то, да  и  грязноват  малость. Ненавязчиво  разгово­рили  мужика, покивали  сочувственно, но  этим  дело  не  ограничилось. Предложили  прежде  всего  помыться  и  переодеться, а  по­том  уже  и  с  ночевкой  временной  опреде­лили. Дали  немного  денег  на  жизнь, а  затем  и  трудоустроили. Начал  бывший  учитель  ра­ботать  грузчиком  в  овощной  лавке, силушку  природную  еще  не  утратил, и  работа  пошла. Синагогу  посещал  исправно  и  сам  не  заме­тил,  как  начал  молиться  на  уже  хорошо  по­нимаемом  иврите. Душа  таяла  и  воспаряла  в неведомые  ранее  высоты. А  однажды  про­изошло  чудо  прозрения …
       Алекс  молился  горячо  и  самозабвенно, молил  С-здателя  не  о  благах  земных, а лишь о вразумлении. По щекам текли слезы, взгляд  просветлившихся  глаз  устремился  далеко  за  стены  синагоги. И  нежданно  увидел  Алекс  своих  истинных  предков, причем четко, как  в  жизни. И  показалось  ему, что  эту  сцену  он  уже  видел  не  раз,  произошел  эффект «дежа  вю». Привиделись  ему  еще  нестарые  дед  с  бабкой, обреченно  идущие  на  расстрел, чудом  исчезнувшая  из  рыдающей  толпы  ма­ленькая  белобрысая  девчушка  Сонечка - не­знакомая  мама  в  далеком  военном  детстве, остро  почувствовал  Алекс  неизведанный  до­селе, необыкновенный прилив  сил и  явственно  услышал  древнее  благословение  на  иврите. Говорил  его  родной  дед  Менаше, и  голос  показался  родным  и  знакомым.
       «Ты - еврей! Соблюдай  заповеди, внук  мой  дорогой! Оставайся  евреем  всегда! Мы  молимся   за  тебя! Будь  счастлив!»
       Что  это  такое? Всплеск  генетической  па­мяти  или  просто  чудо  прозрения. Такое  вос­парение  души  и  полное  просветление  разума  случаются  иногда  и  не  только  в  Б-госпасае­мом  Бней-Браке. Земля  у  нас  избранная, это  уж  точно. А  разве  не  чудо  великое, что  убе­жденный  антисемит  Александр  Тарасович  Гаркуша «вернулся  к  ответу», прошел  гиюр  и  учится  сейчас  в  ешиве, свято  соблюдая  за­поведи  религии  и  заветы  своего  незнакомого  по  жизни, но  близкого  по  духу  деда.
 
 
 
 
 
                                                                                           КОМПАНЬОНЫ
 
 
  Остался Натан Добрейцер в преддверии ста­рости совсем один, так уж Провидение распоря­дилось. Сорок лет с Мирой прожил душа в душу, горя не знал со своей женой замечатель­ной, уверен был, что она ему глаза закроет и по­хоронит достойно, а получилось иначе: Мира скоропостижно скончалась от первого (он же и последний!) в ее жизни сердечного приступа. Осиротел Натан.
  Дочка Светочка годом раньше улетела к мужу в Австралию, препятствовать не стали: возраст уже подпирал - тридцать пять дочурке как раз в день свадьбы исполнилось. Муж - человек солидный, пятидесятилетний вдовец, уроженец Харькова, свое дело прибыльное в Мельбурне имеет, а не­весту желанную в Израиле нашел, не зря землю предков навестил - обрел свое счастье.
  Заскучал Натан: телевизор не в радость, к поси­делкам в близлежащем сквере не привык, в газе­тах - одно и то же. Старым друзьям часто звонить стеснялся - больше всего боялся в тягость кому-то быть. Пенсию получал приличную: двадцать лет трудового стажа в Израиле, аж с семидеся­того на одном производстве проработал. Квар­тира амидаровская давно выкуплена, ремонт два года назад сделали капитальный. Здоровье еще не беспокоило, так, легкие недомогания иногда, не более того. Как жить дальше? - Задумался еще нестарый - шестьдесят шесть всего - мужчина. Одного он твердо не хотел - жениться, решил верность Мирочке покойной до конца соблюсти.
  И получил Натан в награду за свою преданность и душевное благородство удивительную встречу, а потом и ценное приобретение. Поехал как-то на шук Кармель за покупками и увидел при входе на рынок очень приличную на вид молодую жен­щину, продававшую малюсеньких котят, да не простых, а сиамских. Рядом с коробкой, в кото­рой под палевым брюшком озабоченной мамы копошились забавные комочки, стояла клетка с важным черномордым котом - папашей, по всей видимости. Необычайной красоты котяра валь­яжно развалился и презрительно взирал на мир­скую суету небесного цвета глазами. Вокруг тол­пились восхищенные зеваки.
  Натан посмотрел на кота-папашу, и екнуло сердце у невозмутимого мужчины - уж больно интересное животное: ум в глазах светится, а бе­жево-коричневый наряд так и переливается. Спросил Натан робко у хозяйки:
  - Погладить можно котика, не цапнет?
  Женщина непринужденно рассмеялась:
  - Конечно, можно. Он никогда не цапнет, только с виду грозный, а добрее существа на свете нет. Он и отец заботливый, и друг верный. Правда, Максик?
  Котяра заурчал потверждающе, наверное, а На­тан не выдержал - просунул руку в клетку и по­гладил бархатистую шкуру. Максик от удоволь­ствия прикрыл глаза.
  - Беру! - решительно заявил Натан. - Но только котика, чтобы на папашу похож был! Сколько вы хотите?
  Женщина затараторила:
  - А вы знаете, почем они в зоомагазине? По пятьсот шекелей! А объявления в газетах? Не меньше трехсот! Я же по сто отдаю, чтобы ко­шечку не мучили - высосали уже всю. Сто шеке­лей без торговли. Берите, спасибо скажете!
  Натан молча протянул деньги, завернул вы­бранного хозяйкой котенка в салфетку и спрятал в приоткрытую сумку. На базар идти расхотелось - скорее домой, симпатягу-малыша пристроить. Не поскупился на такси и через пятнадцать минут уже поднимался на свой четвертый этаж.
  Войдя в квартиру, прежде всего освободил ко­тенка из вынужденного плена. Поставил малыша на пол, а у того ножки по скользкой плитке разъ­езжаются. Замяукал - пожаловался. Натан не рас­терялся - налил в блюдце молочка и слегка ткнул мордочку нового жильца в любимую пищу. Ко­тенок пил долго, аж брюшко раздулось. Посмот­рел по сторонам мутными глазками, место для отдыха выбирая, и был определен хозяином на старенький коврик. Уснул с устатку малыш, а Натан залюбовался милым созданием, представ­ляя его в недалеком будущем таким же красав­цем, как и запавший в душу благовоспитанный кот-папаша.
  И началась новая жизнь у Натана. Домосед по натуре, он нашел цель и радость в своем одино­ком существовании. Как он холил и лелеял ма­ленького друга - слов нет. Назвал котенка: «Ри­чард - Львиное сердце», - романтик в Натане не­ожиданно проснулся, а уменьшительно-ласка­тельно - «Ричи». Уже через месяц котенок знал свое имя, в жилье освоился и с удовольствием носился по трехкомнатной квартире, показывая живость характера и хорошие манеры (справлял нужду в строго определенном месте). Любозна­тельный хозяин раздобыл всю возможную лите­ратуру о сиамцах, детально ознакомился и гордо рассказывал знакомым, что у него кот редкой по­роды: «чоколэт-пойнт». Женщина, продавшая ко­тенка, оказалась права: нрав у Ричи оказался не­злобивый, веселый, память цепкая, преданность прямо-таки собачья.
  Жили вдвоем и не тужили. Готовить Натан лю­бил и умел, кота тоже харчевал знатно: кроме специального кошачьего корма, угощал свежей рыбкой, колбаской, курочкой. Кот ел изящно, не жадничал, но проявлял иногда звериный нрав, узрев помидоры. Тут он начинал утробно урчать и бить Натана лапой, поделись, мол, «деликате­сом». Изысканный вкус, не правда ли? (Автор­ское отступление: любого, кто усомнится в дос­товерности вышеизложенного, автор готов по­знакомить с интеллигентным сиамским котом, алчно пожирающим томаты и даже теряющем при этом врожденное самообладание!) Но кто их, сиамцев, разберет, загадка природы, иначе не скажешь.
  Надо ли говорить, что спали друзья вместе, ни­чуть не мешая друг другу. О лечебных качествах кошачьего согревания написано много, но тут особый случай. Ричи сам находил больные места у Натана, ложился на, допустим, почку и выпус­кал из себя мощный сгусток тепловой энергией - хворь как рукой снимало. Кот-волшебник, кот-целитель, а главное - верный друг. Во время по­слеобеденного сна Ричи принимал причудливые позы, чем тешил эстета-хозяина и в очередной раз внушал мысли о собственной неординарно­сти. Воистину воплощение грации, пластичности - природа постаралась на славу! Иногда, впрочем, мотал котик нервы Натану. Очень уж любил де­монстрировать чудеса эквилибристики, небрежно разгуливая по узким перилам балкона. Однако в манящую бездну не прыгал - инстинкт самосо­хранения, дураков нет. Хозяин наблюдал молча, спугнуть «босяка этакого» боялся.
  Убирала квартиру один раз в неделю новая ре­патриантка из Самары Рита, пятидесятилетняя аккуратная женщина, обремененная парализо­ванным мужем и сыном-пьяницей. Великодуш­ный Натан не жадничал, платил за работу хо­рошо. А уж благодарная Рита на хозяина нарадо­ваться не могла, вот и старалась угодить. Однако наш рассказ о дружбе и об уникальном коте, по­этому копаться в деталях отношений между ра­ботодателем и исполнительницей, пожалуй, не стоит. Ричи сразу узнавал редкую гостью, при­ветствовал коротко и снисходительно. В душе он Риту недолюбливал: действительно, просто воз­мутительно, моет полы, видите ли, а нападать на швабру, обмотанную тряпкой (такая добыча!), не дает. Безобразие, да и только!
  А теперь о немаловажном аспекте кошачьей жизни. Исполнился Ричи год, и занервничал «мОлодец» не на шутку. Еще бы, ни разу кошек не видел, а голос пола проснулся. Завывать начал, метаться по квартире, за порог пытался выско­чить, хотя раньше никогда этого не делал. При­шла пора продлить род свой, кошачий. Натан не растерялся - подсуетился, и уже скоро в дом во­шла очаровательная синеглазка-сиамочка. По до­говоренности с милой дамой - владелицей сего дивного создания - осталась кошечка на не­сколько дней. Поначалу принюхивались, потом киска кокетничала - не подпускала, царапалась и шипела, но интеллигентный Ричи проявил себя истинным самцом - кошечка понесла. И стал Ричи со временем живой легендой - сиамцем-производителем. Стал прародителем целого ко­шачьего рода, существенно увеличив поголовье экзотических животных в нашем экзотическом государстве. Никаких доходов достижения кота на любовном фронте не приносили, но владелец отменного производителя Натан снискал за  свое бескорыстие глубокое уважение и благодарность в избранном обществе фелинологов («кошколю­бов»).
  Когда Ричи был в расцвете сил, а Натан, наобо­рот, немного сдал, то есть через шесть лет после знаменательной встречи возле базара случилось важное событие. В гости к отцу из Австралии прилетела Света с пятилетним сыном Дэвидом. Встреча была праздничной для всех участников, но особенно содержательной для Дэвида и Ричи - они нашли друг друга. Каждые две минуты цело­вались, игрались, проказничали. Ричи - солидный и степенный - носился, как в детстве, по комна­там, кувыркался, прыгал - сам великий Куклачев позавидовал бы проявившемуся артистическому дару. Людское окружение умилялось и весели­лось, поддавшись детско-кошачьему настроению.
  Все бы хорошо, но однажды Дэвид не послушал деда, не внял убеждениям, что Ричи - кот домаш­ний, к улице не привык и что выносить его во двор категорически воспрещается. Короче, умыкнул пацан домашнее животное во двор, очень уж захотелось перед новыми друзьями по­хвастаться. И не зря ведь говорят, что любопыт­нее евреев только коты. А тут еврейский кот - вдвойне любопытный. Все вокруг необычно, зав­лекательно, и потянуло скрытого авантюриста к соплеменникам - исчез Ричи. Натан просто слег, уткнулся в подушку и заплакал беззвучно, чтобы дочку не расстраивать, Дэвид рыдал в голос. Три дня прошло, и наш герой появился: грязный, ободранный, похудевший, но с грозно сверкаю­щими глазами - оторвался по полной программе. Натан воссиял и привел в приличный вид своего любимца, тот не возражал, лишь пытался на своем языке поведать о тяжких испытаниях, вы­павших на его долю.
  Дорогие гости улетели в Австралию (Дэвид уд­рученно молчал), а Натан с Ричи зажили, как и прежде, в тишине и покое, в дружбе, любви и полном взаимопонимании. Ричи продолжал свои подвиги на амурном фронте, изредка убегал во двор навестить знакомых кошачьего роду-пле­мени, но всегда возвращался в родной дом. Ут­вердил все-таки упрямый котяра свое право на автономные прогулки. Пришлось котовладельцу на красивый ошейник раскошелиться, что он с удовольствием и сделал. Время шло, Натан ста­рился и порой ворчал на любимца, Рита по-преж­нему убирала раз в неделю квартиру, привычно не позволяя нахальному коту завладеть такой же­ланной тряпкой.
  Надо сказать, что у Натана с Ричи выработался своеобразный ритуал или, может, игра забавная. Старик очень любил щекотать коту мягчайшее белоснежное брюшко, а Ричи предупреждающе брал поперек пасти указательный палец хозяина и слегка прикусывал, совсем не больно, но со­блюдая кошачье достоинство, мол, могу за себя постоять, я - кот серьезный и отважный. Сенти­ментального Натана это действие трогало до глу­бины души, восхищался старик самолюбивым животным и сам ему палец давал погрызть. Под­робно на этом действе стоило остановиться для понимания наступившего однажды печального момента.
  Прошло тринадцать лет с того дня, когда ма­ленький комочек пушистой плоти полноправно поселился в старой амидаровской квартире и скрасил одинокое существование добродушного хозяина. Одряхлел Ричи: острые зубы притупи­лись и выпали, полысел местами, и лапы, как в далеком детстве, начали на полу разъезжаться. Лежал целыми днями на кровати, то ли дремал, то ли вспоминал былые подвиги. Иной раз жа­лобно мяукал - поведать хотел, видимо, Натану о скором своем конце. А дед еще на что-то наде­ялся, бодрился и однажды не выдержал и повез Ричи к ветеринару. Тот внимательно посмотрел на кота, потом испытующе на хозяина и спросил только:
  - Сколько лет животному?
  - Тринадцать, - пролепетал Натан.
  - Да он старше вас, в переводе с кошачьего, - за­явил ветеринар. - Всему на свете конец приходит, готовьтесь. А если хотите, я его усыплю, чтобы не мучился.
  Схватил Натан кота в обнимку и спешно поки­нул нелюбезного, но откровенного доктора. А приехав домой, положил Ричи на кровать и спро­сил на полном серьезе:
  - Неужели, мальчик, ты меня покинешь? - по­гладил осторожно по облысевшей голове и про­тянул коту дрожащий палец.
  Ричи с трудом взял палец поперек пасти, хотел прикусить, но не смог - глаза вмиг остекленели. Затих старый кот навсегда. Сказать «сдох» - язык не поворачивается.
  Ночью похоронил Натан друга любимого в ближайшем парке возле юного, на Ту би-шват посаженного деревца, представив, что какая-то часть Ричи воплотится в дерево - тоже совершен­ное создание природы, а он будет проведывать своего котика, ствол поглаживать, будто шкурку мягкую. Добрался, пошатываясь, до дома, выпил водки (бутылка уже года три стояла нетронутой) и лег спать. Ночью проснулся от непривычного дискомфорта, не понял в чем дело и принялся ис­кать в кровати кота. А потом вспомнил и горе­стно заплакал, и стало ему совсем плохо, а ни­кого рядом не было, и умер от охватившей дикой тоски добрый старик.
 
 
 






Леонид Ольгин