Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Сам о себе, с любовью...Статьи и фельетоныЗабавная поэзия
Литературные пародииИ будут звёзды моросить..Путешествие в Израиль
Гостевая книгаФотоальбомФорум
Мастер-класс — Журнал "День"Любимые ссылкиКонтакты
 



Международный эмигрантский, независимый общественно - просветительский и литературный журнал «ДЕНЬ»

Журнал «ДЕНЬ» > Наша команда > Василий ПРИГОДИЧ (Сергей Сергеевич ГРЕЧИШКИН)

Писатель

Василий Пригодич (Сергей Сергеевич Гречишкин), член Союза писателей Санкт-Петербурга. Родился 24 марта 1948 г. в Берлине. В 1971 г. окончил отделение русского языка и литературы филологического факультета Ленинградского государственного университета.В 1971-1973 гг. работал старшим редактором в журнале "Правоведение". В 1973-1985 гг. служил в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (Рукописный отдел, Блоковская группа сектора Новой русской литературы).

Автор трех сборников стихов: Василий Пригодич. Картонные личины. Стихи (Л., 1990). 48 С.; Василий Пригодич. Пришелец земли. СПб., 1995).128 С.; Василий Пригодич. ВЕТЕР В НИЧТО (СПб. Издательство "Геликон Плюс". 2001). 208 С.

Первая "поэтическая" публикация: Василий Пригодич. Из книги "Картонные личины" // Грани. Издательство "Посев". 1982, N 126. С. 49-57.,

Автор 120 "бумажных" публикаций (статьи, публикации документов, подготовка текстов, комментарии), посвященных творчеству Андрея Белого, Александра Блока, В.Брюсова, М.Волошина, А.Ремизова, Ф.Сологуба, В.Зоргенфрея, Ю.Балтрушайтиса, Б.Пастернака и т.д. Публиковался в издательствах: "Наука" ("Литературные памятники"), "Художественная литература", "Советский писатель", "Советская Россия" и др.

В сетевом журнале "Русском переплет" ведет обозрение " Кошачий ящик Василия Пригодича" 

Печатался в журналах и газетах: "Новый мир", "Звезда", "Русская литература", "Новое литературное обозрение", "Новый журнал", "Wiener slawistischer Almanach", "Вести" (Израиль), "Вести" (Таллинн), "Лондонский курьер" и др.

 

Примечание.

Фотография, на которой Сергей Сергеевич Гречишкин изображен с подлинными регалиями (в частности, великий рыцарский крест) единственного в православном мире Ордена православных госпитаЛЯРОВ (ни в коем случае не госпитальеров — католики), учрежденного в 1974 г. архиепископом и президентом Кипра покойным Макариосом и бароном С.С. фон Беннигсеном. В 1980-е годы в Орден было принято несколько петербуржцев, что вызвало досужие сплетни о масонстве и проч. чепухе.

 

 

 

Некоторые публикации:

1. В.Я.Брюсов. Переписка с Андреем Белым. В.Я.Брюсов. Переписка с Вячеславом Ивановым (вступительные статьи и публикации С.С.Гречишкина, А.В.Лаврова, Н.В.Котрелева) // Литературное наследство. Т. 85. Валерий Брюсов. М., 1976. С. 327-545.

2. С.С.Гречишкин. Архив А.М.Ремизова // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1975 год. Л.. "Наука", 1977. С. 20-45. 3. С.С.Гречишкин. Ранняя проза Брюсова // Русская литература. 1980, N 2. С. 200-208.

4. С.С.Гречишкин. Новеллистика Брюсова 1900-х годов (сборник рассказов и драматических сцен "Земная ось") // Русская литература. 1981, N 4. С. 80-90.

5. С.С.Гречишкин, А.В.Лавров. О стиховедческом наследии Андрея Белого // Структура и семиотика художественного текста. Труды по знаковым системам. Вып. 12. Тарту, 1981. С. 97-146.

6. С.С.Гречишкин, Л.К.Долгополов, А.В.Лавров. Примечания // Андрей Белый. Петербург. Роман в восьми главах с прологом и эпилогом. Литературные памятники. Л., "Наука", 1981. С. 641-692.

7. С.С.Гречишкин, А.В.Лавров. Комментарии // Борис Пастернак. Воздушные пути. Проза разных лет. М., "Советский писатель", 1982 (М., "Советский писатель", 1983).

8. С.С.Гречишкин. - Иннокентий Анненский.Юргис Балтрушайтис. Максимилиан Волошин // История русской литературы. Том четвертый. Литература конца XIX — начала XX века (1881-1917). Л., "Наука", 1983. С. 471-479.

9. Валерий Брюсов. Повести и рассказы. Составление, вступительная статья и примечания С.С.Гречишкина и А.В.Лаврова. М., "Советская Россия", 1982 (М., издательство "Правда".1988).

10. С.С.Гречишкин, А.В.Лавров. Биографические источники романа Брюсова "Огненный Ангел" // Ново-Басманная, 19. М., "Художественная литература". 1990. С. 530-580).

11. Д.И.Луковская,  В.И.Морозов, С.С.Гречишкин. Сперанский: Краткий очерк жизни и деятельности // М.М.Сперанский. Жизнь, творчество, государственная деятельность (сборник статей). СПб., 2000. С. 3-67.

12. Василий Пригодич. Начальник тишины (6 стихотворений) // Новый журнал. 2000, N 2. С. 69-72.

13. Василий Пригодич. Кошачий ящик. Статьи.-Санкт-Петербург: "Геликон Плюс" 2004.-260с

 

Г.В. Маркелов.
Гречишкин Сергей Сергеевич (Василий Пригодич).
Статья для книги: Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. А - Л.

 

ГРЕЧИШКИН Сергей Сергеевич (основной псевдоним – Василий Пригодич) [р. 24. III. 1948, город Берлин, Германия] – историк русской литературы конца XIX-начала XX веков, поэт, лит. критик, эссеист, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член Международного ПЕН-клуба, Санкт-Петербургского русского ПЕН-центра.

Родился в семье петербуржцев-ленинградцев: военного врача, рентгенолога-радиолога, полковника и преподавательницы немецкого языка. В 1971 г. окончил отделение русского языка и литературы филологического факультета Ленинградского государственного университета. Занимался в "брюсовском" и "блоковском" семинарах П.Н. Беркова и Д.Е.Ма ксимова. В 1971-1973 гг. работал старшим редактором журнала "Правоведение". В 1973-1985 гг. служил в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (Рукописный отдел, Блоковская группа сектора Новой русской литературы). С 1985 г. – литератор на "вольных хлебах".

Как историку литературы Г. принадлежит свыше 70 публикаций (исследовательские статьи, публикации документов, подготовка текстов, комментарии), посвященных творчеству Андрея Белого, Александра Блока, В.Брюсова, М.Волошина, А.Ремизова, Ф.Сологуба, В.Зоргенфрея, Ю.Балтрушайтиса, Б.Пастернака и др . Многие из них созданы в соавторстве с членом-корреспондентом РАН А.В.Лавровым. Лучшие совместные работы вошли в книгу: Гречишкин С.С., Лавров А.В. Символисты вблизи. Статьи и публикации. СПб., "Скифия", 2003.

Г. ввел в научный и читательский оборот сотни писем, ряд прозаических и мемуарных произведений выдающихся представителей русского Серебряного века. Уже ранние историко-литературные "штудии" Г. привлекли к себе внимание таких ученых, как В.М.Жирмунский, М.П.Алексеев, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, И.С.Зильберштейн и др., которые высоко оценили источниковедческую ценность и высокое качество исследований молодого ученого.

Статьи и публикации Г. по Серебряному веку (1970-1980-х гг.) отличаются строгим академизмом, содержательностью, беспристрастностью, архивной выверенностью, изяществом стиля и специфической филологической "выделкой", свойственной ученым Петербургской филологической школы. Работы Г. публиковались в издательствах: "Наука" ("Литературное наследство", "Литературные памятники", "Ежегодники Рукописного отдела Пушкинского Дома"), "Художественная литература", "Советский писатель", "Советская Россия", "Правда" и др.

Стихи Г. начал писать еще в школьные годы и уже с университетских лет поэзия Г., отличающаяся специфическим накалом чувств и своеобразием слога, стала достоянием узкого, но компетентного круга российских и зарубежных почитателей. Тогда же поэт взял литературный псевдоним "Василий Пригодич", составленный из родового имени и девичьей фамилии матери. В 1970-1980-х гг. чужеродность поэзии Г. канонам советской литературы была столь очевидной, что об издании его стихов не могло быть и речи. Впервые девять стихотворений Г. были опубликованы в Германии: Василий Пригодич. Из книги "Картонные личины" // Грани. Издательство "Посев". 1982, N 126. С. 49-57. В мае 1989 г., в период "перестройки", состоялось первое публичное чтение стихов Г. в ленинградском Доме культуры работников пищевой промышленности. Г. трудно отнести к кругу питерского литературного "андеграунда" или вообще причислить к какой-либо литературной группе. "Самость" поэзии Г. заключается прежде всего в основательных общегуманитарных познаниях автора, в его особом духовном опыте..

Это свойство стихотворений Г. было подмечено критикой после выхода в свет первого его сборника "Картонные личины", изданного в 1990 г. Ленинградским отделением издательства "Художественная литература". По мнению выдающегося петербургского поэта и критика В.Кривулина, "Картонные личины" – "книга замечательная прежде всего подкупающим сочетанием высочайшей поэтической культуры, мощного филологического багажа и поразительной наивности, почти инфантильности видения". Стихотворения Василия Пригодича "построены на постоянном внутреннем диалоге автора с классическими текстами.., читаются как дословная черновая запись горячечного спора все о том же – о судьбе России, "о приключеньях индивида на этой маленькой планетке", – сколько об этом было говорено в 70-е годы во время бесконечных кухонных застолий, ставших в те годы единственной формой свободного выражения общественного мнения! Но то, что активными и непосредственными оппонентами, собеседниками (едва ли не собутыльниками) Пригодича оказываются Г.Державин, А.Пушкин, Ф.Тютчев, К.Случевский, А.Блок, Андрей Белый, В.Ходасевич, Н.Клюев, Б.Пастернак, А.Солженицын, придает речевой атмосфере сборника высоту, недосягаемую для большинства современных русских поэтов" (Кривулин В. Маска и лицо. Классическое наследие в современной артикуляции // Независимая газета. 1993, N 21 (4 февраля). С. 7).

В 1995 г. Г. выпускает второй сборник стихов – "Пришелец земли", пронизанный исповедально-покаянными мотивами. Автор послесловия к книге пишет: "Воспринимать такие стихи трудно и страшно. Для этого необходимо мужество... Для этого необходима "взрослость" – взрослость современника, который хочет, способен, имеет мужество осознавать себя в мире, не оправдавшем оптимистические посулы европейского гуманизма. Приготовьтесь к восприятию отражения в поэзии мук и конвульсий сегодняшней цивилизации, катаклизмов и неврозов современного общества. Сквозная и ведущая тема поэтического творчества Василия Пригодича – тема Смерти и Воскрешения... Поэт не щадит гуманистические идеалы прошлого именно потому, что они обнаружили в XX веке свой утопически агрессивный и тоталитарный дух, обернулись против Человека, почти неузнаваемо обезобразили его божественный лик... Но не угасает надежда на возвращение Бога, на воскрешение Человека. Поэт ждет возвращения Бога после почти целого столетия забвения его Человеком" (М.Л. Иначе – ничто. Послесловие // Василий Пригодич. Пришелец земли. – СПб., 1995. С. 123).

В третью книгу Г. ("Ветер в ничто". СПб., 2001) вошли стихотворения разных лет, а также лирические посвящения поэтам Серебряного века, друзьям и единомышленникам. Эти лирические посвящения являются, по мнению В.Кривулина, "актуальным продолжением горячечного спора, затеянного еще Вл.Соловьевым и подхваченного лагерными дискуссиями на Соловках и Колыме, в русском Берлине, Праге...". Отдельные "посвящения" критик воспринял как "новейшую версию поэтического осмысления мистико-большевистской утопии", как "полемику, выдержанную в стилистике русского символизма, но взрывающую ее изнутри" (Кривулин В. Келья, книга и вселенная // Арион. Журнал поэзии.- N 3. 1994. С. 53). Г. публикует стихи в журналах и альманахах: "Новый журнал" (СПб.), "Арион" (М.), "Византийский ангел" (Киев), " Kreschatik" (Германия) и др.

В последние годы Г. под псевдонимом Василий Пригодич активно выступает как лит. критик, эссеист. Им опубликовано свыше 70 статей о книжных новинках, но не только. Иногда Г. выступает и как политический публицист. Ведет раздел "Книжная полка" в газете "London Courier" и в интернет-журнале "Русский переплет". Статьи и пространные эссе Г. зачастую вызывают яростную и нелицеприятную полемику как в "бумажных", так и в сетевых изданиях. 50 избранных статей Г. вошли в книгу: Василий Пригодич. Кошачий ящик // СПб., "Геликон Плюс", 2003. За свою литературную карьеру Г. публиковался в журналах, альманахах и газетах: "Новый мир", "Звезда", "Русская литература", "Труды по знаковым системам" (Тарту), "Новое литературное обозрение", "Wiener slawistischer Almanach", "Смена" (СПб.), "Вести", (Таллинн) и др.

Г. много работает как "сетевой" литератор, постоянно публикуясь в интернет-изданиях "Лебедь" (Бостон), "Невская ассамблея" (СПб.), "Верлибр" (СПб.) и др., является членом редакционной коллегии интернет-журналов "Русский переплет" и "Поэзия. Ру". Сетевой словесности, полагает Г., с ее мгновенностью, спонтанностью, "цветущей сложностью, раскованностью и мыслительной свободой принадлежит будущее. Г. – один из самых известных персонажей в современной русской сетевой критике.

 

Соч.: Василий Пригодич. 1. Картонные личины. Стихи. – Л, 1990; 2. Пришелец земли. Стихи. – СПб. 1995; 3. Ветер в ничто. Стихотворения. – СПб., 2001; 4. Кошачий ящик. Статьи. – СПб., 2003; Гречишкин С.С., Лавров А.В. Символисты вблизи. Статьи и публикации. СПб., 2003.

Лит.: Кривулин Виктор. Маска и лицо. Классическое наследие в современной артикуляции // Независимая газета. – 1993, N 21 (4 февраля); Кривулин Виктор. Келья, книга и вселенная // Арион. Журнал поэзии.- N 3. 1994; Малышкина О. "Я вырываюсь из плененья..." // Новый Журнал. – N 1. 1994; Голь Николай, Григорьев Геннадий. Поэтерий. Гамбургский счет // Смена. – 1994, N 219-220 (8 октября ); М.Л. Иначе – ничто. Послесловие // Василий Пригодич. Пришелец земли. – СПб., 1995; Кузьмин Михаил. "Поверх барьеров стран и вкусов" // Смена. – 1995, N 265 (16 ноября); Художественная литература и критика. Третий квартал 2002 г. Обзор подготовили Ирина Дугина, Евгений Ермолин, Мария Ремизова, Евгения Щеглова // Континент. – 2002, N 114; Ермолин Евгений. Критик в Сети // Знамя. – 2003, N 3.

Г.В.Маркелов

 

С улыбкой про Дедушку Кота

Российская академия наук
Институт русской литературы
(Пушкинский Дом)
Русская литература XX века.
Прозаики, поэты, драматурги
Биобиблиографический словарь.
Том 1. А – Ж.
М. Издательство «ОЛМА-ПРЕСС инвест», 2005.
Тираж 5000 экз. С. 562-564.
Г.В. Маркелов.
Гречишкин Сергей Сергеевич (Василий Пригодич).


ГРЕЧИШКИН Сергей Сергеевич (основной псевдоним – Василий Пригодич) [р. 24. III. 1948, город Берлин, Германия] – историк русской литературы конца XIX-начала XX веков, поэт, лит. критик, эссеист, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член Международного ПЕН-клуба, Санкт-Петербургского русского ПЕН-центра.
Родился в семье петербуржцев-ленинградцев: военного врача, рентгенолога-радиолога, полковника и преподавательницы немецкого языка. В 1971 г. окончил отделение русского языка и литературы филологического факультета Ленинградского государственного университета. Занимался в "брюсовском" и "блоковском" семинарах П.Н. Беркова и Д.Е.Максимова. В 1971-1973 гг. работал старшим редактором журнала "Правоведение". В 1973-1985 гг. служил в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (Рукописный отдел, Блоковская группа сектора Новой русской литературы). С 1985 г. – литератор на "вольных хлебах".
Как историку литературы Г. принадлежит свыше 70 публикаций (исследовательские статьи, публикации документов, подготовка текстов, комментарии), посвященных творчеству Андрея Белого, Александра Блока, В.Брюсова, М.Волошина, А.Ремизова, Ф.Сологуба, В.Зоргенфрея, Ю.Балтрушайтиса, Б.Пастернака и др . Многие из них созданы в соавторстве с членом-корреспондентом РАН А.В.Лавровым. Лучшие совместные работы вошли в книгу: Гречишкин С.С., Лавров А.В. Символисты вблизи. Статьи и публикации. СПб., "Скифия", 2003.
Г. ввел в научный и читательский оборот сотни писем, ряд прозаических и мемуарных произведений выдающихся представителей русского Серебряного века. Уже ранние историко-литературные "штудии" Г. привлекли к себе внимание таких ученых, как В.М.Жирмунский, М.П.Алексеев, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, И.С.Зильберштейн и др., которые высоко оценили источниковедческую ценность и высокое качество исследований молодого ученого.
Статьи и публикации Г. по Серебряному веку (1970-1980-х гг.) отличаются строгим академизмом, содержательностью, беспристрастностью, архивной выверенностью, изяществом стиля и специфической филологической "выделкой", свойственной ученым Петербургской филологической школы. Работы Г. публиковались в издательствах: "Наука" ("Литературное наследство", "Литературные памятники", "Ежегодники Рукописного отдела Пушкинского Дома"), "Художественная литература", "Советский писатель", "Советская Россия", "Правда" и др.
Стихи Г. начал писать еще в школьные годы и уже с университетских лет поэзия Г., отличающаяся специфическим накалом чувств и своеобразием слога, стала достоянием узкого, но компетентного круга российских и зарубежных почитателей. Тогда же поэт взял литературный псевдоним "Василий Пригодич", составленный из родового имени и девичьей фамилии матери. В 1970-1980-х гг. чужеродность поэзии Г. канонам советской литературы была столь очевидной, что об издании его стихов не могло быть и речи. Впервые девять стихотворений Г. были опубликованы в Германии: Василий Пригодич. Из книги "Картонные личины" // Грани. Издательство "Посев". 1982, N 126. С. 49-57. В мае 1989 г., в период "перестройки", состоялось первое публичное чтение стихов Г. в ленинградском Доме культуры работников пищевой промышленности. Г. трудно отнести к кругу питерского литературного "андеграунда" или вообще причислить к какой-либо литературной группе. "Самость" поэзии Г. заключается прежде всего в основательных общегуманитарных познаниях автора, в его особом духовном опыте..
Это свойство стихотворений Г. было подмечено критикой после выхода в свет первого его сборника "Картонные личины", изданного в 1990 г. Ленинградским отделением издательства "Художественная литература". По мнению выдающегося петербургского поэта и критика В.Кривулина, "Картонные личины" – "книга замечательная прежде всего подкупающим сочетанием высочайшей поэтической культуры, мощного филологического багажа и поразительной наивности, почти инфантильности видения". Стихотворения Василия Пригодича "построены на постоянном внутреннем диалоге автора с классическими текстами.., читаются как дословная черновая запись горячечного спора все о том же – о судьбе России, "о приключеньях индивида на этой маленькой планетке", – сколько об этом было говорено в 70-е годы во время бесконечных кухонных застолий, ставших в те годы единственной формой свободного выражения общественного мнения! Но то, что активными и непосредственными оппонентами, собеседниками (едва ли не собутыльниками) Пригодича оказываются Г.Державин, А.Пушкин, Ф.Тютчев, К.Случевский, А.Блок, Андрей Белый, В.Ходасевич, Н.Клюев, Б.Пастернак, А.Солженицын, придает речевой атмосфере сборника высоту, недосягаемую для большинства современных русских поэтов" (Кривулин В. Маска и лицо. Классическое наследие в современной артикуляции // Независимая газета. 1993, N 21 (4 февраля). С. 7).
В 1995 г. Г. выпускает второй сборник стихов – "Пришелец земли", пронизанный исповедально-покаянными мотивами. Автор послесловия к книге пишет: "Воспринимать такие стихи трудно и страшно. Для этого необходимо мужество... Для этого необходима "взрослость" – взрослость современника, который хочет, способен, имеет мужество осознавать себя в мире, не оправдавшем оптимистические посулы европейского гуманизма. Приготовьтесь к восприятию отражения в поэзии мук и конвульсий сегодняшней цивилизации, катаклизмов и неврозов современного общества. Сквозная и ведущая тема поэтического творчества Василия Пригодича – тема Смерти и Воскрешения... Поэт не щадит гуманистические идеалы прошлого именно потому, что они обнаружили в XX веке свой утопически агрессивный и тоталитарный дух, обернулись против Человека, почти неузнаваемо обезобразили его божественный лик... Но не угасает надежда на возвращение Бога, на воскрешение Человека. Поэт ждет возвращения Бога после почти целого столетия забвения его Человеком" (М.Л. Иначе – ничто. Послесловие // Василий Пригодич. Пришелец земли. – СПб., 1995. С. 123).
В третью книгу Г. ("Ветер в ничто". СПб., 2001) вошли стихотворения разных лет, а также лирические посвящения поэтам Серебряного века, друзьям и единомышленникам. Эти лирические посвящения являются, по мнению В.Кривулина, "актуальным продолжением горячечного спора, затеянного еще Вл.Соловьевым и подхваченного лагерными дискуссиями на Соловках и Колыме, в русском Берлине, Праге...". Отдельные "посвящения" критик воспринял как "новейшую версию поэтического осмысления мистико-большевистской утопии", как "полемику, выдержанную в стилистике русского символизма, но взрывающую ее изнутри" (Кривулин В. Келья, книга и вселенная // Арион. Журнал поэзии.- N 3. 1994. С. 53). Г. публикует стихи в журналах и альманахах: "Новый журнал" (СПб.), "Арион" (М.), "Византийский ангел" (Киев), " Kreschatik" (Германия) и др.
В последние годы Г. под псевдонимом Василий Пригодич активно выступает как лит. критик, эссеист. Им опубликовано свыше 70 статей о книжных новинках, но не только. Иногда Г. выступает и как политический публицист. Ведет раздел "Книжная полка" в газете "London Courier" и в интернет-журнале "Русский переплет". Статьи и пространные эссе Г. зачастую вызывают яростную и нелицеприятную полемику как в "бумажных", так и в сетевых изданиях. 50 избранных статей Г. вошли в книгу: Василий Пригодич. Кошачий ящик // СПб., "Геликон Плюс", 2003. За свою литературную карьеру Г. публиковался в журналах, альманахах и газетах: "Новый мир", "Звезда", "Русская литература", "Труды по знаковым системам" (Тарту), "Новое литературное обозрение", "Wiener slawistischer Almanach", "Смена" (СПб.), "Вести", (Таллинн) и др.
Г. много работает как "сетевой" литератор, постоянно публикуясь в интернет-изданиях "Лебедь" (Бостон), "Невская ассамблея" (СПб.), "Верлибр" (СПб.) и др., является членом редакционной коллегии интернет-журналов "Русский переплет" и "Поэзия. Ру". Сетевой словесности, полагает Г., с ее мгновенностью, спонтанностью, "цветущей сложностью, раскованностью и мыслительной свободой принадлежит будущее. Г. – один из самых известных персонажей в современной русской сетевой критике.

Соч.: Василий Пригодич. 1. Картонные личины. Стихи. – Л, 1990; 2. Пришелец земли. Стихи. – СПб. 1995; 3. Ветер в ничто. Стихотворения. – СПб., 2001; 4. Кошачий ящик. Статьи. – СПб., 2003; 5. Собачий ящик. Статьи. СПб., 204. 6. Начальник Тишины. Стихотворения. М., 2006. Гречишкин С.С., Лавров А.В. Символисты вблизи. Статьи и публикации. СПб., 2004.
Лит.: Кривулин Виктор. Маска и лицо. Классическое наследие в современной артикуляции // Независимая газета. – 1993, N 21 (4 февраля); Кривулин Виктор. Келья, книга и вселенная // Арион. Журнал поэзии.- N 3. 1994; Малышкина О. "Я вырываюсь из плененья..." // Новый Журнал. – N 1. 1994; Голь Николай, Григорьев Геннадий. Поэтерий. Гамбургский счет // Смена. – 1994, N 219-220 (8 октября ); М.Л. Иначе – ничто. Послесловие // Василий Пригодич. Пришелец земли. – СПб., 1995; Кузьмин Михаил. "Поверх барьеров стран и вкусов" // Смена. – 1995, N 265 (16 ноября); Художественная литература и критика. Третий квартал 2002 г. Обзор подготовили Ирина Дугина, Евгений Ермолин, Мария Ремизова, Евгения Щеглова // Континент. – 2002, N 114; Ермолин Евгений. Критик в Сети // Знамя. – 2003, N 3.
Г.В.Маркелов


 

 

 






Леонид Ольгин