Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Сам о себе, с любовью…Статьи и фельетоныЗабавная поэзия
Литературные пародииИ будут звёзды моросить..Путешествие в Израиль
Гостевая книгаФотоальбомФорум
Журнал "День"Любимые ссылкиКонтакты
 



Международный эмигрантский, независимый общественно - просветительский и литературный журнал «ДЕНЬ»

Журнал «ДЕНЬ» > Выпуск № 6 (14.06.2004) > ЖЕНЩИНА ЗА РУЛЕМ

написано: 06 июнь 2004 г. | опубликовано: 14.06.2004

 

Татьяна ОКОМЕНЮК рубрика "ОНИ и МЫ"

ЖЕНЩИНА ЗА РУЛЕМ

Истории от Татьяны

 

У меня есть три подруги, у каждой из которых уже несколько лет имеются водительские права. Тем не менее, первая никогда не выезжает на автобан, ездит только по городу, по одному и тому же маршруту, поворачивая на перекрестках только направо. Вторая садится за руль исключительно в сопровождении супруга, исполняющего роль штурмана. А третья ездит так, что одному богу ведомо, как она до сих пор не распрощалась не только с водительскими правами, но и с жизнью.
   Я была единственной в нашей дамской компании, кто не ездил вообще никак, даже на велосипеде. И, когда мои подруги в очередной раз затеяли разговор о том, что не водить в Германии автомобиль с моей профессией просто неприлично, я сдалась и направила свои стопы в ближайшую к моему дому автошколу. Если бы мне тогда сказали сколько времени, денег и нервов будут мне стоить права, я бы немедленно отказалась от этой затеи. Но ни одного ясновидящего рядом в этот момент не оказалось. Забегая вперед, скажу, что водительские права я все-таки получила, чему до сих пор бесконечно удивляюсь, ибо принадлежу к той категории водительниц, которые звонят в полицию с жалобой на то, что у них из автомобиля украли руль, все рычаги и приборы, а через минуту перезванивают: «Это опять я. Ничего страшного, просто я села на заднее сидение».
   Как бы там ни было, я с оптимизмом ринулась в гущу неведомой мне доселе технической информации, но на первой же лекции по устройству автомобиля впала в летаргический сон, ибо и на родном языке органически не воспринимала подобного материала, а уж на немецком... Пришлось все эти непонятные звукосочетания записывать на диктофон и до одурения прокручивать перед сном, как шлягер любимого певца.
Задолдонив попугаем теоретическую программу, половину из которой не понимала, я отправилась сдавать экзамен. Бог наградил меня завидной памятью, поэтому я совсем не волновалась, ибо была совершенно уверена в успехе. Оказалось, напрасно. Когда экзаменатор спросил: «Есть ли в группе иностранцы, желающие сдавать на родном языке?» - я почему-то подняла руку и получила вопросник на русском. Это меня и погубило: на часть вопросов, доступных моему мозгу, имеющему самое отдаленное представление о технике, я ответила, а на остальные, зазубренные на немецком, зрительно сфотографированные памятью - нет, ибо я просто-напросто не узнала их в переводе. Естественно, вместо поздравлений, которые на моих глазах получила женщина-турчанка в пестром платочке, я услышала сакраментальное: «Tut mir leid». Это был первый проваленный экзамен в моей жизни, я чувствовала себя полным дебилом и мне уже мерещился идиотентест.
  
   До него, слава Богу, дело не дошло. Экзамен я сдала на немецком со второй попытки без единой ошибки. Но это были только цветочки. Ягодки начались позже, когда я села за руль. Если бы в тот момент рядом оказался врач-психиатр, меня бы госпитализировали, не проводя анамнеза: на лбу испарина, глаза квадратные, руки дрожат, устремленный вперед взгляд приговоренного к смерти, полный паралич шейных позвонков: никакая сила не могла меня заставить повернуть голову хотя бы на полградуса влево или вправо. На все вопросы инструктора отвечаю: «Не говорите со мной. Я сейчас не могу думать. Остановимся - отвечу».
   Спустя какое-то время на смену панике пришло ни с чем не сравнимое чувство эйфории от преодоленных самостоятельно нескольких десятков метров по проселочной дороге. И, хоть тащилась я со скоростью похоронной процессии, в ужасе прижимаясь к обочине при виде встречного транспорта, душа ликовала так, что Шумахер, выигравший гонку, отдыхает. Через месяц я уже стала не только отвечать на вопросы инструктора, но и задавать их, бросать взгляд на часы и на свое отражение в зеркало. Через два - замечать особенности ландшафта и архитектуры, обращать внимание на внешний вид прохожих и ошибки других водителей. Раньше я была свято уверена, что немцы чтят правила дорожного движения, как мусульмане «Коран». Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что на железнодорожном переезде скорость сбрасывают только автомобили с маркировкой «Fahrschule», на автобане придерживаются предписанной скорости единицы, мало кто притормаживает, проезжая мимо маршрутного автобуса, не говоря уже о правильности парковки и о том, что почти все отвлекаются за рулем.
   На мой недоуменный вопрос инструктор философски отметил, что все эти люди уже получили права, а я еще нет, и что многие счастливчики десятилетиями не попадаются, а есть такие, кто прощается с правами в день их получения. Он выразительно посмотрел на меня. К сожалению, это было правдой: я панически боялась выезжать на перекрестки, забывала проверить «мертвый угол», включая левый «поворотник», путала третью скорость с пятой, не выжимала в нужный момент сцепление. К тому же,  я люто ненавидела велосипедистов, которых в моем городе было, как блох на дворняге. Они всегда неожиданно выскакивали из-за поворота, норовя попасть мне под колеса.
Когда количество наезженных мною часов перевалило за сотню, обескровив мой бюджет на 3,5 тысячи евро, я робко поинтересовалась, сколько часов требуется среднестатистическому человеку, чтобы подготовиться к экзамену. «18-летнему - 30-35 часов, - ответил инструктор, - 60-летнему, порой 100, ну, а «особо одаренным» из бывшего СНГ, где сначала покупают автомобиль, затем права, а потом учатся водить, может, и 200».
 
   Я была близка к истерике. Знакомые советовали поменять автошколу и ездить не по 90 минут в день, а по 45. Другие утешали, приводя в пример моих земляков, уже имеющих русские водительские права, но так и не сумевших получить немецкие. Третьи рекомендовали уговорить инструктора учить меня «по-черному» и посещать Fahrübungplatz, но никто не предлагал помощи по вождению, ибо все придерживались мнения: передать руль в чужие руки, все равно, что дать напрокат собственную супругу. «По-черному» инструктор ездить отказался. По 45 минут - тоже, мотивируя это тем, что с моими способностями наши занятия растянутся на годы и сданный мной теоретический экзамен станет недействительным. Fahrübungplatz мне помог, как мертвому припарка: на площадке всегда находилось не больше трех машин, едущих по кругу со скоростью 30 км/ч. Так что научиться там можно было только одному: как не заснуть за рулем.
   Время шло. До экзамена меня по-прежнему не допускали, и я почувствовала, что скорее научусь летать на метле, чем водить автомобиль. Тогда я приняла решение перейти с обычного автомобиля на «Рено» с автоматической коробкой передач, и, действительно, лед тронулся: я стала более внимательна к дорожным знакам и спидометру. Но тем не менее экзамен оставался миражом в пустыне из-за моей топографической тупости: я плохо ориентировалась на местности, не могла выбрать нужного направления, самостоятельно сообразить, когда нужно менять полосу. Даже, когда у меня перед носом стоял слоновьих размеров щит с разметкой, я в глубокой задумчивости останавливалась перед ним, как витязь на распутье, нервируя всех едущих за мной и доводя до белого каления инструктора. Утешало меня только одно: исследования ученых, сканировавших мозг, показали, что фронтальная часть правого полушария, отвечающая за пространственную ориентацию, у большинства женщин развита слабо, и только у 10% из них наблюдается хорошая ориентация на местности. Имелся и один положительный момент в моих ездовых мытарствах: через полгода я заметила, что мой немецкий заметно прогрессировал: я уже понимала все слова немецкой ненормативной лексики, так называемые, непереводимые идиоматические выражения, которые мой инструктор бубнил себе под нос после каждой допущенной мной ошибки. Как выяснилось, таких «способных» учениц за 40-летнюю практику у моего учителя было только две: одна 65-летняя бабулька и моя соотечественница из Казахстана.
 
   Когда я наездила 160 часов, сумма, уплаченная мной, зашкаливала за 5 тысяч, а мой воз был и ныне там, я стала перегорать. Права получать мне расхотелось, и я смирилась с мыслью, что ездить буду только верхом на палочке. В этот момент инструктор меня огорошил: «Экзамен на следующей неделе». У меня открылось второе дыхание: всю неделю мы упражнялись ежедневно по два часа днем и по два вечером. Как вы думаете, чему я посвятила последнюю ночь перед экзаменом? Молитвам и медитации. Я молилась, чтобы экзаменатор впал в кому на 45 минут, ничего не слышал, а, главное, не видел. Молитвы чередовались с тибетскими заклинаниями, формулами белой магии, кришнаитскими мантрами и цыганскими заговорами. Перед сном я мысленно рисовала маршрут, по которому мне хотелось бы завтра ехать, минуя два каверзных перекрестка, на которых всегда делала ошибки и абсолютно чистый автобан, на котором бы не нужно было демонстрировать мастерство обгона. Утром я обложила всю машину иконками и талисманами и не спускала глаз с переносицы экзаменатора, где, по преданию, находится у ясновидящих третий глаз, внушая ему, что чувствую себя за рулем лучше, чем за своим письменным столом.
   Экзамен проходил в 11 утра, время, когда все нормальные пешеходы и автомобилисты находятся на работе. Хотите верьте, хотите нет: все 45 минут экзамена мне не попался на пути ни один из моих врагов-велосипедистов, не было на автобане ни единой машины, и даже на светофорах не пришлось тормозить -все время была зеленая улица. Не попала я и на коварные перекрестки. Мой маршрут оказался в точности таким, каким я его рисовала ночью в воображении. Я не сделала ни единой ошибки. Почти не осознавая происходящего, экзамен сдала на автопилоте. Очнулась я от слов экзаменатора, обращенных к инструктору: «Неужели, в самом деле была необходимость целый год даму мучить?». И уже ко мне: «Поздравляю. За мою практику это первый случай, когда женщина так профессионально водит автомобиль».
 
   С тех пор прошло два года. Я до сих пор не умею парковаться задом и разворачиваться в ограниченном пространстве, проверять давление в шинах и уровень масла в чем-то там. Я по-прежнему задумываюсь перед щитом с разметкой, но все это уже дело наживное. Главное то, что я теперь не просто дама. Я -женщина за рулем.
 
 






Леонид Ольгин